Он не дожил до своего 77-летия всего два с половиной месяца. Его смерть стала для друзей и коллег настоящим шоком. Ведь несмотря на тяжелую болезнь — цирроз печени, Эдуард Марцевич не жаловался на болячки и до последнего выходил на сцену любимого Малого театра!
— Театр был для него всем! — грустно вспоминает друг Марцевича актер Василий Бочкарев. — Эдуард не раз говорил: «Без сцены я не смогу жить! Когда уже не будет сил играть, все равно стану приходить в театр, буду сидеть в зрительном зале и смотреть. Спектакли, репетиции и даже то, как рабочие устанавливают декорации!»
Теперь душа Марцевича навеки поселилась в родном театре...
«Туда ничего не унесешь!»
— Эдику посчастливилось: в 22 года он сыграл Гамлета! — вспоминает режиссер Владимир Бейлис. — И пронес этот образ в сердце всю свою жизнь. Впрочем, он и сам был Гамлетом.
Потому, видимо, актера и провожали в последний путь криками: «Прощайте, Гамлет, принц Датский!»
После панихиды была исполнена воля Эдуарда Евгеньевича — его отпели в храме Воскресения Словущего. Вообще-то Марцевич был атеистом, но в 51 год пришел к Богу.
— Тогда и крестился, — рассказывал актер. — Это было потребностью моей души! Став верующим человеком, я почувствовал, как Всевышний дает мне силы для новой, более духовной и чистой, жизни.
На похоронах друзья вспоминали, что последние годы Марцевич активно занимался благотворительностью. Большую часть гонораров перечислял в детские дома и больницы.
— Мне достаточно тех средств, на которые можно жить просто, по-человечески, — не раз говорил артист. — Когда я был на гастролях в США, то гостил у миллионеров. И скажу вам, все это мне чуждо, душа при больших деньгах пустеет... Зачем огромные состояния? Ведь туда (кивая в сторону. — Прим. ред.) всего не унесешь, там тебя ждет всего два метра...
Свои «два метра» замечательный актер Эдуард Марцевич обрел на Троекуровском кладбище...