Побольше бы нам таких самоотверженных людей, как Шаварш Карапетян! В 23 года он, рекордсмен мира по подводному плаванию, вытащил из троллейбуса, рухнувшего в Ереванское озеро, 37 человек. Подхватил двустороннюю пневмонию и заражение крови и со спортом «завязал». Однако на счету этого героя еще два... неизвестных подвига!
За два года до трагедии с троллейбусом, в январе 74-го, Шаварш предотвратил большую катастрофу! Вместе с другими спортсменами он возвращался домой с тренировочной базы в местечке Цахкадзор. Пыхтя и отдуваясь, ПАЗик, в котором было больше 30 человек, полз по горному серпантину. И на самом крутом спуске вдруг остановился.
— Мотор что-то барахлит, — бросил водитель, вылезая из кабины. — Надо проверить...
Но договорить он не успел. Автобус, словно дождавшись, когда шофер покинет его, сам рванул вниз! Мчась по шоссе, вьющемуся по самому краю глубокой пропасти, ПАЗик набирал большую скорость и в любой момент мог сорваться в ущелье! Люди в салоне в ужасе замерли — беда казалась неминуемой. И тут Шаварш, сидящий за водительской кабиной, разбил локтем ее стекло, пролез на место шофера и нажал на тормоза. Однако они не сработали! И тогда Карапетян принял единственно правильное в тот миг решение. Он резко повернул руль и направил ПАЗик в противоположную от ущелья сторону — прямо в скалу... Конечно, кто-то получил ушибы и порезы, но зато автобус встал и все остались живы!
«Я был ближе всех»
Потом пловца спросят: «Как вам удалось уберечь людей от падения в бездну?», а он скромно ответит: «Просто я был ближе всех...» Те же слова герой повторит через 11 лет, в феврале 1985 года.
— Горел спортивно-концертный комплекс, красивейшее здание Еревана, — вспоминает 60-летний Шаварш Владимирович. — Мне стало безумно жаль это творение! И я вместе с парнишкой лет 22 схватил шланг и побежал внутрь. Пожарные кричали нам: «Сумасшедшие! Вы сгорите заживо!» Но мы минут 20 боролись с огнем и потушили очаг возгорания!
Сами потеряли сознание от угарного газа и после этого провалялись в больнице около двух недель.
— Жаль, что я не узнал даже имени этого мальчика, — сокрушается Карапетян. — Лично бы наградил за смелость! Это — настоящий герой!
Как и вы, Шаварш Владимирович! Жаль только, что уже не нашего времени...