Главный редактор «Коммерсантъ FM» Константин Эггерт побеседовал в рамках программы «Действующие лица» с Аллой Пугачевой.
— Алла Борисовна, вы сказали, что вы человек православный. Я бы хотел вернуться к вашему интервью журналу «Сноб» некоторое время назад, где вы говорили по поводу, в том числе, и всей истории с выступлением панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Вы негативно относитесь к этому выступлению, как я понял. Но вопрос вот какой: не слишком ли жесткое наказание этим, так сказать, женщинам молодым выбрано, по-вашему?— Я думаю, что такое наказание было выбрано, чтобы неповадно было другим. Бывают такие ситуации в жизни. А то ведь действительно распустились так все. Если раньше было общество, можно было обозвать одним словом нашу жизнь — дремучесть какая-то, да, то сейчас цинизм. Вот это страшнее даже дремучести.
Этот цинизм надо как-то убирать из нашей жизни, выдирать его, выкорчевывать. Но законом-то это не пропишешь: «не будь циником». У нас же вообще пионерский лагерь скоро будет: не курить, не пить, в казино не играть, матом не ругаться. Мы можем этот закон издать, но от этого люди лучше или чище не станут.
— Ведь это же все было в Советском Союзе. Вы и я это помним очень хорошо. Ну и что?— Да.
— Да, но ведь закон-то Кремль издает, я так понимаю.— Не знаю, но я считаю, что с такими законами общество становится более инфантильным.
— Менее ответственным?— Батька приказал, ну, шо делать, пойдем. Ведь главное, что болезнь-то остается. Ее только загоняют вовнутрь туда, понимаете, вовнутрь. Ее надо как-то лечить.
— А Pussy Riot к этому какое отношение имеет?— Да никакого, понимаете. Клянусь вам, если бы это было талантливо и грандиозно, я бы сказала: слушайте, почему бы и не там?
— Почему бы и в церкви не выступить?— Почему нет? Ведь есть же примеры и на Западе, когда талантливо поют артисты, у них там спиричуэлс, свое все. Но это было настолько бездарно, глупо, вопиюще, нагло, просто лишь бы выпендриться. Я уже говорила о том, что просто дали бы 15 суток, хотя бы так. Потом я поняла, что, конечно, никак не остановить этих...
— Что не остановить?— Не остановить разгул, понимаете, разгул вседозволенности, который под бирочкой «арт». И вот этот ярлычок «мы — арт», мы будем голые трахаться в музее или еще что-то, мы же «арт». Я надену там гандон на голову, я же «арт».
— У нас, кажется, уже прошел закон о запрете мата...— Это что мат, что ли?
— Не такой, да-да-да.— Так что пока не вышел такой закон, я и сказала. Я говорю, что вот этого я боюсь. Может быть, поэтому так достаточно сурово с девками-то и поступили.
— Но, по-вашему, так надо было поступать или нет? Надо было их на два года отправить в тюрьму?— Я уже говорила, что по мне лучше поработали бы, и все.
— Общественные работы где-то?— Да, два года это, конечно, сурово. Но я понимаю, почему.
— Вы знаете, парадоксальная мысль у меня возникла: если вы говорите, что это все, так сказать, пиар, это псевдоискусство, да, «арт», вы говорили с такой иронией... А они говорят, то это их, так сказать, политическое призвание.— Неправда, неправда.
— Подождите, подозревать других обязательно в том, что они что-то делают за деньги — это не цинизм?— Конечно, цинизм.
— Вы сейчас цинично высказались по поводу этих людей?— За деньги? Вы мне дали денег для того, чтобы...
— Нет, вы говорите, что эти люди не за деньги, а за успех, Pussy Riot выступили ради того, чтобы себе создать имя.— Я свечку не держала, может, и денег дали. Я не знаю. Когда не знаю, я лучше не буду говорить.
— Вы сами говорили, у вас доказательств нет, но говорите, что они это сделали ради каких-то корыстных мотивов — это не есть ли цинизм?— Я не понимаю, о чем вы говорите. Вы сначала сказали, Костя, что там они типа политическое что-то. Я сказала: нет, это не политическое.
— Вот это не цинизм — подозревать, что это не политическое?— Нет, это не цинизм. Просто это видно. Я достаточно умная женщина, чтобы понять, что это не политика, это прикрытие своего разгула. Знаете, как раньше в детстве у нас: «А давай? — Ну, давай! — А че будет? — А че будет, то и будет!». Послушайте, какая политика?
— Алла Борисовна, такие акции случаются ведь и в европейских городах, например, единичные, но они бывают.— Чего хорошего-то, боже мой?
— Это, в общем, распространенная практика, бывают городские сумасшедшие.— Время такое, время фриков, время пузырей этих. Но я жду, когда все-таки появится талантливый человек. И не для каких-то политических выступлений, а просто талантливый. Я уже жду — не дождусь, когда что-то появится. Вот что у нас под политику подгоняют все, даже вот это просто разнузданное поведение, бездарное исполнение какой-то песни.
— Вы знаете, посадили их как политических.— Потому что сами...
— За бездарное исполнение на них обрушили всю мощь государственной машины.— Ну, да. Дело в том, что такие у нас машины, что делать. Едут.
— Смотрите, машина на них обрушилась. Может быть, в этой ситуации не так важно, что они на самом деле хотели, после того, как они получили такое наказание?— Я считаю, конечно, что это очень сурово для девочек, вряд ли их это чему-то научит. Лучше бы они пользу какую-то принесли, поработали бы на общественных работах.
— А вы не подписывали какие-то, я просто не посмотрел, никаких писем в их защиту, чтобы их освободили?— Нет. Я не люблю письма такие.
— А вы подписали бы? Вообще не подписываете письма никакие?— Их освободить?
— Да.— Понимаете, если бы было письмо составлено так, как мне нравится, я бы подписала. Когда мне аргументированно говорят, почему, за что и как, как это объяснить. Но таких писем не было, я не знаю. Мне не приносили.
— Вам кажется, будет эффект от таких писем вообще?— А бог его знает, я вообще не люблю эти все письма, потому что если уж писать, так всем миром. А так группа людей собирается.
— Группа видных людей. Вы по всем рейтингам — третья по влиятельности женщина в России. Или вторая после Валентины Матвиенко.— Нет, я пятая.
— Я видел там, где вы были второй. Вот ваш голос был бы услышан. Алла Пугачева предлагает освободить женщин, которые, может быть, сделали глупость, но их освободить. Вы бы сделали такое?— Да.
— Пошли бы на это?— Пошла бы.